Главная » Выбирая профессию, ты выбираешь будущее...

График профориентационных занятий, индивидуальных консультаций по вопросам профессионального самоопределения учащихся

Информация для учащихся

Как выбрать профессию?
 
ЕСЛИ ты с детства мечтал стать космонавтом, до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, упорно идешь к этой цели и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы - ты счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
ТРУДНОСТИ профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий старшеклассников. Первые не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничего особенно не притягивает. Вторые наоборот, очень активны и в учебе, и в других видах деятельности, у них все получается, они во всем добиваются успеха. Однако... они тоже не могут определить, что нравится им больше, с чем они хотели бы связать свою жизнь.
Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит твоя будущая жизнь. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов — свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, это ее название..
 
Сделать правильно выбор - значит найти профессию, которая:
1. Интересна и привлекательна, «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, и, в конечном счете, больше зарабатывать. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, и, в конечном счете, больше зарабатывать.
2. Доступна и посильна, «МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например, в каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т. д.), а в других - за тобой не угонишься, а главное, ты занимаешься им с удовольствием и без устали.
3. Имеет спрос на рынке труда, «НАДО» - это знания о перспективных отраслях народного хозяйства, а значит, о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного -- невыигрышное начало трудовой карьеры.


Действительно ли ты выбираешь?
• А может, на твой выбор повлияли родители, которые хотят таким образом реализовать свою не воплощенную мечту?
• А может, ты выбираешь за компанию с другом или подругой?
• А может, ты выбираешь не профессию, а учебное заведение поближе к дому или то, в которое легче поступить?  
• Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей, а также неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
 • Ошибочным также является автоматический перенос своего интереса к школьному предмету на будущую профессию (например, одно дело любить книги и совсем другое – преподавать литературу, не имея педагогических способностей).
• Ошибочно выбирать профессию без учета ее конкурентоспособности на рынке своего региона.
• Неверно также делать выбор, не имея достаточно информации о профессии, увлекшись  ее внешней стороной и престижностью.
• Не следует игнорировать и то обстоятельство, что востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования (высшее, среднее или начальное профессиональное).
 

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ Классы профессий по характеру труда - ТВОРЧЕСКИЕ
1 "Человек-человек" Агент
Воспитатель
Медсестра
Милиционер
Продавец
Социальный работник
Врач
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Юрисконсульт
2 "Человек-техника" Бетонщик
Водитель
Газоэлектросварщик
Каменщик
Маляр
Машинист
Механик
Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
3 "Человек-знаковая система" Кассир
Машинистка
Наборщик
Телефонист
Бухгалтер
Геодезист
Переводчик
Программист
Экономист
4 "Человек-художественный образ" Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Актер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
5 "Человек-природа" Животновод
Садовник
Фермер
Агроном
Ветеринар
Геолог
Физик
Химик


Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Пользуйся информацией профессионалов.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,
внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),
реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

 
Изучи глубже самого себя:
• разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Рекомендации по выбору учебного заведения
 
В зависимости от вашего базового образования, знаний и желания Вы можете для себя выбрать следующие уровни профессионального образования:
Начальное профессиональное образование.  Данное  образование можно получить в  профессиональных училищах и лицеях, в которых ведется подготовка работников квалифицированного труда на базе основного среднего образования (9 классов), общего (полного) среднего образования (11 классов). Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки, а также возможностью получения по ряду специальностей среднего профессионального образования, т.е. на уровне техникума. Сроки обучения в профессиональных лицеях и училищах: После 9 классов – от 2 до 4 лет. Причём обратите внимание, что если Вы выберите специальность, по которой срок обучения меньше 3 лет, то Вы получите только начальное профессиональное образование и не получите полного среднего образования (11 классов). После 11 классов – от 1 до 2-х лет (получают начальное профессиональное образование);
Если Вы выбрали для себя обучение по специальности в лицейской группе, то срок обучения  - на 1 год больше. Прием в профессиональные лицеи и училища осуществляется на основании собеседования. В лицейские группы Вам могут предложить вступительные испытания в форме контрольных работ или тестов (для выпускников 11-х классов  - результаты ЕГЭ)  по определённым предметам. Форма  обучения – очная (дневная).
Среднее профессиональное образование – техникумы и колледжи, где осуществляется обучение специалистов на базе основного среднего образования (9 классов), общего (полного) среднего образования (11 классов) и начального профессионального образования.     Сроки обучения в техникумах и колледжах – от 2-х до 4-х лет (в зависимости от базового образования). Приём в колледжи и техникумы по результатам вступительных испытаний (в основном, экзаменов).
Формы обучения – очная (дневная), заочная, экстернат, в некоторых колледжах и техникумах – очно-заочная (вечерняя), дистанционная.
Высшее профессиональное образование – институты, университеты, академии, где ведется подготовка специалистов соответствующего уровня на базе общего (полного) среднего образования (11 классов), а также среднего профессионального образования (техникумы, колледжи) и начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи, при условии получения в них общего (полного) среднего образования). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование (т.е. закончившие профессиональные лицеи, училища, техникумы и колледжи) могут получать высшее образование по сокращённым программам. Срок обучения на очной форме обучения от 4-х лет (бакалавр) до 5-ти лет (дипломированный специалист), по некоторым специальностям до 6-ти лет (магистр или, например, медицинские специальности). Прием в вузы – по результатам вступительных экзаменов, профильного собеседования. Формы обучения – очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, в некоторых вузах – дистанционная.
Послевузовское профессиональное образование – дает возможность повысить уровень образования на базе высшего образования.

НАПОМИНАЕМ: На каждом уровне профессионального образования Вы имеете право учиться бесплатно один раз, причём, двигаясь от начального профессионального образования.
 
     Перечень наиболее востребованных рабочих профессий на предприятиях группы «Норильский никель»
• арматурщик, бетонщик;
• водитель погрузчика;
• горнорабочий на геологических работах,
• горнорабочий очистного забоя;
• машинист автогрейдера,  машинист  бульдозера;
• машинист крана, машинист мельниц,
• машинист насосных установок,
• машинист погрузочно-доставочной машины,
• машинист тепловоза;
• монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
• монтажник санитарно-технических систем и оборудования;
• слесарь-ремонтник;
• слесарь дежурный и по ремонту оборудования;
• станочник широкого профиля;
• электрогазосварщик;
• электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики;
• электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач;
• электромонтер по ремонту и обслуживанию эл. оборудования;
• электрослесарь дежурный и по ремонту оборудования и др.
 
 Перечень наиболее востребованных специальностей и должностей  на предприятиях группы «Норильский никель»
 
• Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых
• Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
• Металлургические машины и оборудование
• Маркшейдерское дело
• Обогащение полезных ископаемых
• Горные машины и оборудование
• Тепловые электрические станции
• Промышленное и гражданское строительство
• Электропривод и автоматика промышленных  установок и технологических комплексов
• Электроснабжение

Профессиограмма и психограмма профессии

Профессиограммы для людей с ограниченными возможностями здоровья

Перечень и краткое описание профессий, по которым осуществляется обучение в КГБОУ НПО «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса»
 
1. Сварщик. Сварка – надежный и экономичный способ неразъемного соединения машин, конструкций и сооружений, нашедший широкое применение в разных отраслях народного хозяйства. Без сварщиков немыслимо ни одно сколько-нибудь крупное строительство, их труд вложен в космические корабли, и в морские суда, и в микроэлектронные приборы.
2. Токарь. Профессия токаря самая распространенная в машиностроении. Токарная обработка – разновидность изготовления деталей резанием. Продуктом труда токаря являются детали, имеющие форму тел вращения.
3. Электромонтер. Эта профессия является одной из самых важных, нужных  и перспективных в нашем народном хозяйстве. От бесперебойной работы электрооборудования во многом зависит эффективность любого производственного объекта.
4. Машинист крана. Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных сооружений, работают машинисты крана. Кран используется для монтажа зданий из сборных конструкций, а также для погрузо-разгрузочных работ. Краны могут поднимать грузы массой до 50 тонн на высоту до 60 метров. Управлять краном могут как мужчина, так и женщина.
5. Электромонтер по ремонту сооружений линейно-кабельных телефонной связи и проводного вещания. Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации производит установку телефонных аппаратов, таксофонов, концентраторов, устраняет повреждения в них и обслуживает линейные сооружения. Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания – это востребованная профессия на предприятиях Норильского промышленного района.
6. Наладчик станков и оборудования в механообработке. Специалист работает на металлообрабатывающих предприятиях и в ремонтных мастерских народного хозяйства.
7. Машинист дорожных и строительных машин. Автомеханик (автослесарь) – рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как, например, динамометр, автосканер и т.д.
 
Список специальностей КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 105»
• Проходчик (квалификация – проходчик; крепильщик).
• Горнорабочий на подземных работах (квалификация – горнорабочий очистного забоя; горнорабочий подземный).
• Ремонтник горного оборудования (квалификация – электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования;  слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования).
• Мастер отделочных строительных работ (квалификация – штукатур; маляр строительный)
• Мастер общестроительных работ (квалификация – каменщик; бетонщик).
• Мастер общестроительных работ (квалификация – арматурщик; электросварщик ручной сварки).
• Мастер общестроительных работ (квалификация – монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций; электросварщик ручной сварки).
• Слесарь по ремонту строительных машин (квалификация – слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; электрогазосварщик).
• Монтажник трубопроводов (квалификация – монтажник наружных трубопроводов; монтажник технологических трубопроводов).
• Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
• Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования (квалификация – электромонтажник по освещению и осветительным сетям; электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям)
Перечень и краткое описание специальностей, по которым осуществляется обучение в Политехническом колледже ФБГОУ ВПО «Норильский индустриальный институт»
 
1. «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» (в электроэнергетике). Выпускник готов к профессиональной деятельно¬сти в качестве техника по технической эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования на  предприятиях независимо от их организационно-правовых форм.
2. «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ на производственном участке по добыче полезных ископаемых подземным способом.
3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Выпускник готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и организациях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.
4. «Тепловые электрические станции». Выпускник готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию и эксплуатации теплоэнергетического оборудования в качестве техника на тепловых электрических станциях, в монтажных, ремонтных и проектных организациях различных организационно-правовых форм собственности.
5.  «Автоматизация технологических процессов и производств» (в металлургии). Выпускник готов к профессиональной деятельности по монтажу, наладке, настройке, ремонту, техническому обслуживанию, аппаратно-программной настройке и обслуживанию, эксплуатации систем автоматического управления технологическими процессами и производствами, устройств и функциональных блоков систем автоматического управления в качестве техника в организациях различных организационно-правовых форм.
 
Перечень специальностей и профессий, востребованных в ПАО «ГМК «Норильский никель», по которым ведет подготовку КГБОУ СПО «Таймырский колледж»
 
Специальности среднего профессионального образования:
• «Бурение нефтяных и газовых скважин».
• «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
• «Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта)».
Профессии начального профессионального образования:
• «Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования»
• «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
• «Слесарь по ремонту автомобилей»
• «Горнорабочий на подземных работах»
• «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин»
• «Машинист на буровых установках»
• «Мастер строительных отделочных работ»
• «Механик маломерного судна»
• «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования»

Список учреждений среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории единого муниципального образования «город Норильск».

Список учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории единого муниципального образования «город Норильск».

Диагностика:
Он-лайн тестирование
Каталог обучающих видеоуроков

Ссылки на сайты содержащие информацию о профессиях:
https://proektoria.online/lessons
https://proforientator.ru/
https://www.profguide.io/article/20_filmov_o_vibore_professii.html

Календарь абитуриента 2019-2020г.г.
https://norvuz.ru/abitur/kalendar-abiturienta/