ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Я интересуюсь будущим, потому, что
собираюсь провести в нём всю
оставшуюся жизнь.
(Чарльз Кеттерлинг, английский физик, 19века)

 


План работы по профориентации на 2017-2018 учебный год

Модель психолого - педагогического сопровождения

Система диагностики

Информация для учащихся

Информация для родителей

Методическая копилка для учителей и классных руководителей


      В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

     Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

     В связи с этим огромное внимание в нашей школе уделяется проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый из них начал трудиться именно там, где он может принести наибольшую пользу. А для этого школа должна помочь своим воспитанникам правильно найти своё место. На это направлены все средства профориентационной работы в нашей школе.

     Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:


     1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

     5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики на уроках технологии.

     8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

     10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 
 

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

     Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в нашей школе являются: профориентатор, заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы  оказывают: профориентатор, социальный педагог, психолог, учителя "Технологии”. Тесные контакты школы с  предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

     Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

      Координатор деятельности: учитель технологии:

•    вырабатывает стратегию взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

•    поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
•    планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения;
•    осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
•    создаёт и организует ученические бригады летней трудовой деятельности;
•    организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы:

•    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
•    ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
•    организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
•    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
•    проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
 

Учителя - предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах.
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам деятельности.

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональныхе интересы и склонности учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность:

  • Работа координатора по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; .

 оценка эффективности профориентации школьников

К основным результативным  и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  •  потребность в обоснованном выборе профессии  — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  •  уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
  • степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.