Главная » Профориентационная работа в школе № 30

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Я интересуюсь будущим, потому, что
собираюсь провести в нём всю
оставшуюся жизнь.
(Чарльз Кеттерлинг, английский физик, 19века)

В школе работает кабинет профориентации (№2), где вы можете получить консультацию

- профориентатора школы Надежды Николаевны Свириденко и психолога Марины Арсламбековны Искаковой  по вопросам профессионального самоопределения

График профориентационных занятий, индивидуальных консультаций по вопросам профессионального самоопределения учащихся

Календарный план профориентационных мероприятий, организованных для обучающихся общеобразовательных учреждений муниципального образования город Норильск, в 2019-2020 учебном году

Положение об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации МБОУ «СШ №30»

Положение о профессиональной ориентации МБОУ «СШ №30»

Положение о волонтерском отряде

Положение о профориентационной работе

Положение об учебно-методическом кабинете профориентации МБОУ «СШ №30»

Приказ о назначении профориентатора

Приказ о волонтерском отряде

План волонтерского движения

План профориентационных мероприятий, осуществляемых совместно Управлением корпоративных проектов ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» и Управлением общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска на 2019-2020 учебный год в рамках корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор»

Комплексный план профориентационной работы с учащимися МБОУ "СШ №30" на 2019-2020 уч. год

План работы профориентационного клуба «Карьера» 2019-2020 гг.

Модель психолого - педагогического сопровождения

Циклограмма профориентационных классных часов с 1 по 11 класс (в рамках деятельности классных руководителей)

Горячая десятка профессий на 01.01.2020 ЦЗН


      Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

     1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

     5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики на уроках технологии.

     8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

     10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования
     Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в нашей школе являются: профориентатор, заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы  оказывают: профориентатор, социальный педагог, психолог, учителя "Технологии”. Тесные контакты школы с  предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
     Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
 

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
      Координатор деятельности: учитель технологии:
•    вырабатывает стратегию взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
•    поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
•    планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения;
•    осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
•    создаёт и организует ученические бригады летней трудовой деятельности;
•    организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы:
•    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
•    ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
•    организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
•    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
•    проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
 
Учителя - предметники:
• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:
• регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
• изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
• обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах.
• регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам деятельности.

Социальный педагог:
• способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
• оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
• осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:
• изучает профессиональныхе интересы и склонности учащихся
• осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
• проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
• проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
• осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
• способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
• создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность:
• Работа координатора по профориентационной работе с уч-ся.
• Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися:
• Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
• Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
• Анкетирование
• Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
• Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:
• проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
• лектории для родителей.
• индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
• анкетирование родителей учащихся;
• помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
• помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; .
 оценка эффективности профориентации школьников
К основным результативным  и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
• достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
• потребность в обоснованном выборе профессии  — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
• уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
• степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
• наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.